Сайты образовательных учреждений района

Педагог - психолог

Путешествие

в Конструктивное мышление

и его формирование в дошкольном возрасте

 

Педагог-психолог

МАДОУ «ЦРР «ДДС № 15»

Ольга Гончарик

 

«Игра — это фантастический мир,
освобожденный от деспотизма и подавления
взрослых, мир открытия вытесненных
желаний, мир реализации нереализуемого»

А.С. Спиваковская.

 

            Приветствую вас, уважаемые читатели, родители наших воспитанников! Сегодня мне хочется пригласить вас на небольшую экскурсию по конструктивному мышлению, и его формирование в дошкольном возрасте. Я знаю, что вам будет интересно, т.к. вы узнаете что - то новое! Итак, в путь!!!

Слово «конструктивное» исходит от слова «конструктив», а оно, в свою очередь, от слова «конструкция». Конструкция обозначает «стройка» или «строение». Конструктивное мышление обозначает стройное, выстроенное мышление. Когда человек говорит конструктивно, это означает, что он говорит слаженно, стройно, системно, аналитически. Также можно сказать, что человек может стройно мыслить.

Дошкольный возраст – это время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления. А конструктивная деятельность к концу дошкольного возраста (старший дошкольник) приобретает характерные и столь необходимые для развития стремления к достижению результата, что само собой направляет на исследование.

В процессе конструирования дети попадают в условия, которые стимулируют продуктивное мышление таким образом, что вызывают различные эмоции, а также желание по новому комбинировать детали, для получения нового образа, для создания целостной основы конструкции.

И сейчас я попытаюсь выстроить некий алгоритм работы нашего мозга.

Конфуций писал:

«Три пути у человека, чтобы разумно поступать:

первый, самый благородный, - размышление,

второй, самый легкий, - подражание,

третий, самый горький, - опыт".

Стратегическое мышление и планирование неотъемлемо связано с двумя способами мышления. Эти два способа мышления называются конструктивное мышление и созидательное (креативное) мышление. Они являются начальными этапами стратегического мышления.

Конструктивное мышление

Никто не может мыслить стратегически, если он не может мыслить конструктивно. Тот, кто научился конструктивно и созидательно мыслить, только тот может перейти на уровень стратегического мышления.

К сожалению, очень мало людей могут мыслить стройно, конструктивно. Давайте всё по порядку.

Что означает "стройно мыслить?"

Допустим, мы собираемся строить здание. Сначала мы возводим фундамент. И уже на него мы накладываем какие-то кирпичи и т.д. Любое строительство предполагает архитектуру, проект, эскиз, чертеж, по которому строится данное сооружение.

Для чего нужен проект? Проект необходим для того, чтобы стройно, согласованно, системно строить.

Воспитательную систему в целом можно назвать динамичной конструктивной системой, в которой изменяется состав детей и взрослых, корректируются отношения, рождаются новые направления, формы и методы совместной деятельности, конструируются связи с окружающей средой как социальной, так и природной.

Весь образовательный процесс направлен на становление личности будущего гражданина нашего общества. Перед педагогом встает задача – раскрыть возможности воспитанников, научить их конструктивно мыслить и творчески решать проблемы.

Овладение конструктивным мышлением предполагает приобщение воспитанников к решению главной задачи современного образования – познание будущего мира и созидание настоящего. И в то же время владение конструктивными навыками как средством самореализации своих потенциальных возможностей предполагает привитие воспитанникам способностей к самоорганизации, самообразованию, основу которых составляют умения, сформированные уже в дошкольном возрасте.

Что же делают педагоги, закладывая фундамент воспитанникам?

  • обучают общению;
  • развивают умение ставить реальные цели и решать их;
  • формируют потребности в творческом созидании;
  • развивают познавательный интерес;
  • повышают интеллектуальный уровень;
  • формируют умение сочетать приобретенные навыки с другими средствами развития.

 

Какие задачи преследуют?

  • развитие речи в определенных рамках;
  • постановка и отработка звуков в ходе игры;
  • развитие представлений о цвете, форме, пространстве;
  • развитие количественных представлений;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • создание условий для естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы;
  • сплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другу;
  • формирование и закрепление определенных «саногенных состояний», например, психического состояния успеха – «Я молодец, я справился!»;
  • обучение полезным навыкам поведения, их апробацию и приобретение положительного опыта общения.

  

Ну, вот мы с вами прошли небольшую экскурсию по конструктивному мышлению.

Всё обсудили, обговорили, и даже пофантазировали немного. Оказывается всё просто!

И закончу я свой разговор простым стихотворением, может быть кому -  то и не известного автора, которое всё расставит на свои места:

 

Мне конструктор папа подарил.
Долго я конструктор у него просил.
Гаечки, отвёртки, два ключа, болты -
Иногда сбываются детские мечты.
Соберу сегодня быструю ракету,
И отправлюсь ночью на Плутон-планету.
Там дома построю, школы и мосты -
Вот такие светлые детские мечты.
Зажимаю гаечки маленьким ключом,
И кручу отвёрткою – всё мне нипочём.
Мама кричит с комнаты: "Не устал ли ты?"
Под угрозой, чувствую, детские мечты.
"Не устал я, мамочка, скоро спать пойду.
Только для ракеты двигатель найду".
Нужно на Плутоне посадить цветы –
Вот такие добрые детские мечты.

Коста Лукаш.